В Кыргызстане принята Программа и План Правительства по переходу к Устойчивому развитию на 2013-2014 год

Парламент Кыргызской Республики принял Программу и План перехода Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, которые являются неотъемлемой частью национальной политики устойчивого развития страны, сформулированной Президентом КР в НСУР. Данное решение Жогорку Кенеша закрепило объединение усилий всех ветвей государственной власти для выведения Кыргызской Республики на устойчивый вектор в развитии.
Программа была разработана Правительством в целях обеспечения эффективной реализации приоритетов устойчивого развития Кыргызской Республики, определенных в Национальной стратегии устойчивого развития на период 2013-2017 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики в январе 2013 года. Таким образом, Программа и План являются управленческим инструментом реализации данной стратегии, который детально расписывает последовательность шагов перехода страны к устойчивому развитию, ресурсы и ожидаемые результаты. (презентация заместителя министра экономики Муканбетова С.Т. о программе).
В Программе впервые сделан аналитический задел по оценке рисков перехода Кыргызской Республики к устойчивому развитию (презентация советника министра экономики Тен Л.И. по вопросам отражения рисков и вызовов в рамках программы)
Таким образом, образ будущего развития Кыргызстана сегодня неразрывно связан с моделью сбалансированного устойчивого развития. Концепция устойчивого развития строится на сбалансированном подходе развития общества, который предусматривает равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим развития, ставит во главу угла интересы человека и будущих поколений.
К таким политикам относятся меры в сфере социального и экономического развития, социальной справедливости, управления окружающей средой, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.
Отличительной особенностью Программы является то, что вопросы устойчивого развития (соединение целей экономического развития, социальных и экологических аспектов) прописаны во всех разделах. Реализация политики устойчивого развития требует межведомственного взаимодействия и комплексного подхода в реализации как национальных, так и секторальных стратегических документов. Однако, на сегодняшний день такие механизмы отсутствуют, либо не дают действенных результатов. Установилась нежелательная тенденция принятия политических решений в направлении упрощения условий для развития бизнеса, без учета вопросов экологической безопасности и оценки воздействия запуска новых производств на окружающую среду и здоровье людей.
При этом, стране необходимо развитие экономики, которое бы не наносило вред окружающей среде и здоровью населения. В Программе и Плане Правительства по переходу к Устойчивому развитию поставлена задача отказа от грязных технологий и ориентации на обеспечение экологической безопасности населения и сохранения естественных экосистем. В рамках программы определены ряд индикаторов, значимых для развития экономики и сохранения окружающей среды: увеличение доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны до 1,5%, удельный вес кредитов, выданных на «зеленые» проекты от общего объема кредитов до 9,6 милд.сом, площадь посадок социального лесоразведения увеличена с 0 до 800 га, площадь особоохраняемых природных территорий (ООПТ) 7% от территории страны. (презентация эксперта ЭД «БИОМ» Кириленко А.В. вопросов экологической безопасности в рамках программы)
Новизной Программы и Плана стало то, что впервые Человек поставлен в центр всех реформ и качество жизни человека является основным индикатором качества реализации Программы. Для того, чтобы этот подход был реализуем в полной мере были разработаны следующие документы: Политика человеческого развития и Ключевые индикаторы человеческого развития, которыми охвачены все социальные группы населения.
Каждый гражданин страны может легко найти себя в этой Политике человеческого развития и понять, что государство планирует сделать именно для него. Для того, чтобы создать данный документ были проанализированы услуги, которые государство оказывает разным группам населения, а также выявлены незащищенные группы и услуги которые необходимо оказывать дополнительно (в документе они выделены курсивом). Так, например, одной из незащищенных социальных групп были признаны беспризорные и работающие дети. Правительство планирует через реализацию ряда межсекторальных мероприятий обеспечить доступ этих детей к образованию, здравоохранению и т.д.
Прописаны межсекторальные проблемы, и предложено ряд путей по их решению, например программы «Здоровые школы», Безопасные школы, строительство детских дошкольных учреждений, повышение экологической безопасности, качества питания и санитарии в школах и детских дошкольных учреждениях.
Отдельно в Политике человеческого развития и ключевых индикаторах выделен институт семьи. Запланирована работа по снижению семейного насилия, образованию для взрослых, содействие занятости для малообеспеченных семей. В ключевых индикаторах запланировано снижение доли населения, которые недоедают с 25% до 10% к 2017 году, снижение числа беременных женщин, больных анемией с 64% до 25%, повышение размера пособия по беременности и родам до прожиточного минимума при 100% охвате рожениц.
Для социальной группы пожилые и пенсионеры предусмотрены повышение благосостояния, доступа к медицинским услугам, безопасности. В ключевых индикаторах запланировано повышение продолжительности жизни женщин до 76,8 лет мужчин до 67,8 что больше на три года от нынешних показателей, охват социальными услугами пенсионеров на дому должен составить 100% к 2017 году и перейти от заявительного на обязательных характер, кроме того, рост пособия по старости планируется поднять до уровня базовой части трудовой пенсии.
С целью повышения качества жизни населения нашей страны Правительство планирует снизить уровень бедности с 36,8 до 25%, сократить младенческую и материнскую смертность, снизить заболеваемость туберкулезом, обеспечить 100% доступ населения к безопасной питьевой воде, расширить доступ к канализации до 40%, обеспечить безопасность товаров народного потребления, а также предотвратить деградацию естественных экосистем, лесов, и снижение качества окружающей среды. Важным блоком в строительстве и энергетике стал вопрос энергоэффективности. В программу имплементированы вопросы изменения климата, как возможные угрозы для экономического и социального развития. Впервые в национальной программе появился раздел – по питьевой воде, в котором описан не только доступ, но и поставлена планка качества питьевой воды.
Важными аспектами политики устойчивого развития Кыргызстана являются участие граждан в ее реализации, а также независимый мониторинг и оценка. В программе предусмотрены четкие индикаторы, на основе которых общественность может мониторить работу Правительство по реализации данной программы.
Документы доступны на сайте Министерства экономики.